Изменения на рынке порождают новые профессии и снижают спрос на существующие. Под серьезным ударом оказались даже специалисты из, казалось бы, такого современного направления, как digital. Почему так происходит и какие маркетологи могут чувствовать себя в безопасности, рассказала HR Generalist performance-агентства MediaGuru Катерина Торочина.
В последнее время возникает спрос на специалистов, чьи навыки напоминают сборную солянку из разных отраслей. В таких случаях спрос сильно опережает предложение, потому что сотрудник нужен сейчас, а обучения по новому направлению пока не придумали. Причем аналогов специальности тоже нет. Приходится искать человека на стыке нескольких областей, и такой подбор занимает не один месяц.
Почему трансформируются профессии?
Вне зависимости от времени и тенденций важнейшей составляющей для достижении бизнес-целей будут оставаться люди. Но изменятся требования к кадрам. Поделюсь своими мыслями, каким будет портрет digital-маркетолога в ближайшие 5 лет.
Сейчас в зоне риска — узконаправленные маркетологи с небольшой зоной ответственности. Им на пятки наступают серьезные конкуренты — роботы или искусственный интеллект.
Какие функции и профессии ИИ возьмет на себя?
Маркетологам как можно скорее стоит задуматься, что они смогут предложить рынку через 5-10 лет. Профессия абсолютно точно будет трансформироваться из-за автоматизации рутинных процессов. Расскажу, от каких маркетологов и функций мы, скорее всего, откажемся лет через 5.
Анализ ЦА через опросы
Если взять анализ целевой аудитории, то сейчас маркетологи используют для этого сервисы и опросы. Только второй способ менее эффективен, т.к. респонденты не всегда честны в ответах или попросту не знают, чего хотят. А вот нейросети в силах проанализировать не усредненный портрет целевой аудитории, а поведение и желания конкретного человека.
Сбор статистики и оформление отчетов
Анализ результатов деятельности бизнеса или РК уже можно смело вычеркивать из списка задач маркетолога будущего. Тут даже не надо быть нейросетью, чтобы выгрузить данные с любой площадки и представить заказчику в виде красивого и удобного отчета.
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов помогает определить, как сделать лучше, чем у конкурентов. Нейросети пока не умеют проводить таких исследований. Но это все та же работа с большими данными. Скоро ИИ этому научится. Роботы будут сравнивать не только парочку ближайших конкурентов, но и анализировать всех представителей конкретной сферы бизнеса в мельчайших подробностях, а не поверхностно.
Директологи и таргетологи
В директологах и таргетологах в ближайшем будущем также отпадет необходимость. То же касается сбора целевой аудитории и семантики. ИИ лучше разберется, кому и что показывать.
В чем роботы НЕ смогут нас заменить?
Нейросети “мыслят” алгоритмами. Но есть задачи, которые не поддаются такому анализу. В этом случае человек выигрывает у ИИ.
Планирование и создание контента
Творческие способности роботов пока под большим вопросом. Великие статьи и гениальные видеоролики им не доступны. Пока… А вот искать информацию и писать простые событийные заметки, анонсы они могут уже сейчас.
Составление бизнес-стратегий
Кажется, что выстроить стратегию продвижения бренда — это лишь сделать вывод по базе полученных данных. Однако роботы с этим не справятся. Для толковой стратегии и успешного взаимодействия бренда с аудиторией нужно предугадывать тренды, сочувствовать, сотрудничать, общаться с потребителями. Роботы может и поумнели, но чувствами пока не обзавелись.
Общение с клиентом
Общение с клиентом тоже слишком сложная и непредсказуемая штука для ИИ. При личной беседе люди всегда дадут фору роботам. Наши преимущества в том, что мы можем использовать эмпатию, интуицию, выдвигать идеи и создавать креативные решения. Эта ценность точно не потеряет актуальность.
Трансформация digital-профессий
А сейчас порассуждаем, что ждет некоторые популярные digital-профессии.
Бизнес-аналитик
Не думаю, что кто-то поспорит с востребованностью бизнес-аналитиков. Яркий пример — Data Scientist. Такие специалисты работают с большими массивами данных, анализируют их, находят закономерности и делают выводы. При необходимости строят визуализации. Причины возрастающего спроса на таких спецов просты: растет число каналов, генерирующих данные, объем данных увеличивается и возникает потребность в построении многоканальных цепочек коммуникации.
Маркетологи в области креативов
Контента в интернете много, как и рекламы. Задача маркетолога создать что-то цепляющее. Расцвет визуальных платформ, таких как Instagram, TikTok, Snapchat, Pinterest, — еще одно свидетельство растущей потребности в качественных маркетинговых креативах.
Сложность работы маркетолога в области креатива в том, что одна идея может не сработать. Необходим поток идей, который при этом будет укладываться в общую стратегию.
Маркетологи в области стратегии
Стратеги решают две задачи, которые раньше перед бизнесами не стояли. Во-первых, в условиях растущей конкуренции они помогут клиентам выйти на новый уровень охвата рынка. Без них этой задачи не решить. Во-вторых, они разбираются в многообразии инструментов интернет-маркетинга и подскажут, что и в какой последовательности надо подключать.
Маркетологи в области бренд-коммуникаций
«Жизнь» брендов стала прозрачной. Компании получили больше каналов для общения с потребителями, но и потребители обрели практически неограниченный доступ к брендам. Если покупатель останется недоволен товаром или услугой, найдет, где оставить вредный комментарий. Вспомните о количестве площадок для отзывов.
Задача бренд-менеджера не только создать, поддерживать репутацию бренда, но и защищать. Это для того, чтобы не вляпаться в какой-нибудь скандал. Сейчас, конечно, стало модным всем и за все извиняться, но один неверный поступок может отвернуть добрую часть аудитории даже от крупной компании. В лучшем случае это приведет к финансовым потерям, в худшем — к бойкотам, протестам и пр.
И все-таки, как оставаться востребованным?
С накоплением новых данных ИИ все активнее берет на себя функции рядовых сотрудников. Причем работает объективно быстрее, внимательнее и в некоторых моментах качественнее. Поэтому тем, кто захочет остаться в профессии, нужно постоянно осваивать смежные навыки, развиваться в стратегов и становиться мультипрофессиональными.
Если коротко, придерживайтесь трех правил.
Правило № 1 — будьте динамичными. Нужно уметь перестраиваться согласно условиям игры и быть готовым к переменам.
Правило № 2 — учитесь Новые инструменты появляются практически каждый день. Стоит чуть-чуть расслабиться, и вы уже не в рынке. Пока мы общаемся, возможно, уже появилась какая-то новинка.
Правило № 3 — прокачивайте скиллы. Нет предела совершенству! Поверьте, всегда есть тот, кто знает лучше или пробовал больше.
Перемены неизбежны и не стоит этого бояться. Воспринимайте их как поиск новых возможностей. Останутся востребованы именно маркетологи с бизнес-мышлением, которые будут видеть возможности в кризис, находить новые ниши и быстро переупаковываться.
_______________________
Материал подготовлен специально для Rusability